Я всегда думала, что в жизни существует один мир человека. Но с тех пор, когда я стала терять зрение, поняла что существует два мира: мир зрячих и мир слепых и слабовидящих. Оба мира совсем не похожи один на другой. В мире незрячих нет места ярким краскам того многообразия мира, который существует для зрячих. Мне стало по-настоящему страшно.
Страшно оттого, что я лишена моего любимого занятия — чтения, я не могу смотреть любимые фильмы, передачи, да и многое другое, что доступно зрячим, стало недоступно мне. И я поняла, надо учиться жить в этом мире. Надо преодолевать страх, который держит тебя в железных объятьях, стеснение просить о помощи у окружающих. Люди часто не понимают наши затруднения и не приходят на помощь. Других комплексов оказалось достаточно, чтобы замкнуться и закрыться от мира.
И вот тогда, случайно или нет, я узнала о жизни Брайля, который в три года потерял зрение, а потом изобрёл свою азбуку, и создал свою систему письма и чтения. После этого стала появляться надежда, что не всё потеряно в жизни, надо лишь научиться тому, что смогли другие. А именно жить в этом и мире, другого мне не дано.
Вот поэтому я решила изучить азбуку, научиться читать, писать, а вместе с тем узнать подробно о тех, кто прошёл этот путь.
Валентин Гаюи родился во Франции в деревне Сен-Жюст в 1745.
У мальчика отмечался необычайный интерес к иностранным языкам, и это определило выбор его жизненного пути. Валентин, несмотря на все финансовые и социальные трудности, сумел получить в столице высшее образование и даже получил должность переводчика в МИДе. Помимо живых европейских языков, Гаюи владел латынью, греческим, древнееврейским, читает на нескольких восточных языках. Обретя стабильный источник доходов, Валентин женится, и у него рождаются дочь, а затем сын. Молодому человеку предрекают блестящую карьеру чиновника в министерстве иностранных дел Франции.
В возрасте 39 лет Гаюи, уже состоявшийся на тот момент педагог, без помощи правительства и негосударственных благотворительных обществ, исключительно на свои личные средства и в своем-же собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Первым учеником мастерской стал подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили еще одиннадцать беспризорных сверстников Франсуа. До этого события мир ещё не знал учебных заведений для слепых. Гениальный учитель Гаюи использовал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта для слепых.
Несмотря на большие финансовые трудности, Гаюи сумел создать при школе типографию и издал в ней несколько книг для слепых напечатанных «унциалом» рельефно-линейным шрифтом. Это были первые на Земле книги для слепых. По этим книгам незрячие люди обучались вплоть до появления шеститочесного шрифта Брайля.
Луи Брайль
Родился в 1809 году в семье ремесленника в небольшом французском городке Кувре.
В 3-летнем возрасте Брайль ослеп в результате воспаления глаз, начавшегося от того, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца.
В 10 лет Луи отдали в Королевский институт для слепых детей, где он научился играть на пианино и органе.
Разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно-точечный шрифт незрячих. А так как он был талантливым музыкантом, Брайль кроме букв и цифр на основе тех же принципов разработал нотопись и преподавал музыку незрячим.
В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году книги «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» Анной Александровной Адлер в количестве ста экземпляров.