Доклад мэра длился чуть менее часа, за это время сидящим в зале было предложено задать свои вопросы в письменной форме. Желающих предоставить вопросы письменно не оказалось (быть может, потому, что предлагалось указать своё имя и контактный телефон), а устные вопросы никто и не предлагал задавать. После отчёта Михаила Щеглова на трибуну поднялся Виктор Круглов, который дал свою оценку сказанному.
Хотелось процитировать некоторые, особо интересные, части доклада и добавить к ним свои комментарии, но, подумав ещё раз, приведу ниже полный текст доклада Михаила Щеглова без комментариев.
Добрый день, уважаемые жители Саянска, представители городской общественности, трудовых коллективов!
По сложившейся традиции я ежегодно представляю публичный отчет об исполнении полномочий исполнительной власти. Отчитываясь об итогах работы в 2012 году, я доложу об исполнении местного бюджета, сложившихся тенденциях социально-экономического развития, исполнении обязательств и перспективах работы в текущем году.
Начну отчет с показателей демографического состояния.
1. Демография
Численность населения Саянска на основании данных переписи населения на 1 января 2012 года составила 39,9 тыс. человек, это 1,6% жителей Иркутской области. По данным же Федеральной миграционной службы в Саянске по месту жительства зарегистрировано 42,9 тыс. человек.
Средний возраст жителей составляет 36 лет. Демографическая ситуация в 2012 году характеризовалась естественным приростом населения, число родившихся составило 553 чел., умерших – 512, прирост составил 41 человек или 8%.
На 1 января 2012 года число жителей трудоспособного возраста составило 24 тыс. человек (это 60% от общей численности населения), занятых в экономике - 17 тыс. человек. Более 27% из числа работающих трудятся в организациях промышленности и энергетики, 15% - в сфере торговли, около 13% - в учреждениях здравоохранения и в сфере предоставления социальных услуг, 10% - в учреждениях образования, около 6% - в сельском хозяйстве, 7% - в строительстве и 22% - в прочих сферах экономической деятельности.
В 2012 году по сравнению с предыдущим годом численность пенсионеров по возрасту выросла на 700 человек и составила 8,4 тыс. человек или 21% от численности населения.
Уровень безработицы.
В течение 2012 года ситуация на рынке труда оставалась стабильной. Если на начало 2012 года по данным Центра занятости населения уровень безработицы составлял 1,95 % от численности трудоспособного населения, то на 1 января 2013 года этот показатель снизился до 1,28%, количество безработных сократилось в 1,6 раза. Данный показатель ниже областного уровня, который составил 1,5 %.
Доходы населения.
Основной фактор роста благосостояния населения – среднедушевой денежный доход. В Саянске этот показатель в 2012 году вырос на 12,7% к 2011 году и составил 14,8 тыс. руб.
Фонд оплаты труда в организациях города в целом увеличился на 425 млн. рублей или на 12% к уровню 2011 года. Среднемесячная заработная плата работников, занятых в экономике, по сравнению с 2011 годом увеличилась на 15% и составила 23,6 тыс. рублей, по области средняя заработная плата - около 25 тыс. руб.
В 2012 году в связи с переходом всех муниципальных учреждений на новые системы оплаты труда произошло увеличение средней заработной платы: в учреждениях образования на 26,7%, что составило 15 тыс. руб.; в учреждениях культуры на 30%, это 12,6 тыс. руб.; в учреждениях здравоохранения на 37,2 % - 21,3 тыс. руб.; в учреждениях физкультуры и спорта на 35,7 % - 13,4 тыс. руб.
В разрезе видов экономической деятельности наибольший уровень средней заработной платы в 2012 году сложился: в организациях, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды - около 33 тыс. руб. (рост составил 12,5%) и в организациях обрабатывающих производств - около 29 тыс. руб. (рост – 11,8%).
Задолженность по выплате заработной платы в организациях города в 2012 году отсутствовала.
Размер средней пенсии в городе составил 9,2 тыс. руб., что выше на 19% показателя 2011 года. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума на 1 ноября 2012 г. составила 14,8 % (по Иркутской области доля низкодоходной части населения - 19 %).
2. Бюджет
Основной задачей администрации в 2012 году в части исполнения бюджета была активизация работы по привлечению дополнительных источников собственных доходов и средств из бюджетов других уровней. В отчетном году, как и в прежние годы, наблюдался рост расходных обязательств местного бюджета, связанных с использованием новых систем оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы, завершением реконструкции и введением в эксплуатацию дошкольного учреждения № 22, повышением тарифов на энергоносители, обеспечением софинансирования областных целевых программ.
Для расширения собственной налогооблагаемой базы проведен комплекс мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, продолжена работа по оформлению в собственность земельных участков, внесены изменения в план приватизации муниципального имущества, усилен муниципальный земельный контроль и претензионная работа. В городе действует муниципальная целевая программа повышения эффективности бюджетных расходов. Принятые администрацией меры позволили значительно повысить доходную часть местного бюджета по сравнению с первоначально утвержденными показателями и исполнить все принятые социальные и публичные обязательства, обязательства по финансовому обеспечению затрат на оказание услуг населению в соответствии с муниципальными заданиями. И если в первоначальном варианте местного бюджета в полном объеме были запланированы только средства на выплату заработной платы, а остальные расходы – в размере от 50% до 70% от годовой потребности, то фактически исполнены все запланированные расходы.
Первоначальный вариант бюджета на 2012 год был принят с показателями по доходам - 665 млн. руб. по расходам – 694 млн.руб. с дефицитом – 29 млн.руб. или 9,2%. Фактически местный бюджет за 2012 год исполнен по доходам в сумме 887 млн.руб., по расходам в сумме 908 млн.руб.
В составе доходов собственные доходы составили 318 млн.руб. или 36%, безвозмездные поступления из областного и федерального бюджетов, от юридических и физических лиц – 569 млн.руб. или 64%. По сравнению с 2011 годом доходы местного бюджета (без платных услуг) возросли на 137 млн.руб. или на 18,3%.
Если сравнивать доходную часть местного бюджета за последние годы, то можно сказать, что в 2012 году получены самые высокие доходы, в том числе и по налоговым источникам. Такая ситуация стала возможна в результате активной работы с региональными органами власти, развитием налогооблагаемой базы, а повышение фонда оплаты труда позволило сократить потери местного бюджета от снижения нормативов отчислений в местном бюджете от налога на доходы физических лиц. Кроме того, в 2012 году наступил срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2011 год, который составил 15 млн.руб, что на 11 млн.руб. или в 4 раза больше суммы предыдущего года.
По прежнему основным стабильным доходным источником местного бюджета является налог на доходы физических лиц, который составляет свыше 20% от общей суммы доходов и 58% от объема собственных доходов.
В результате экономически обоснованных обращений в Правительство Иркутской области и Законодательное собрание удалось дополнительно привлечь в бюджет 215 млн.руб., в том числе дотаций – более 45 млн.руб., субсидий – 155 млн.руб., субвенций – 11 млн.руб, иных межбюджетных трансфертов в сумме более 3 млн.руб.
Из областного и федерального бюджетов поступили целевые средства на обеспечение жильем молодых семей в сумме 10 млн.руб., на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 2,5 млн.руб. В течение года на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения поступило средств из областного бюджета более 115 млн.руб., на реализацию программ по защите окружающей среды и развитию водохозяйственного комплекса (II очереди берегоукрепления о. Шехолай) из областного и федерального бюджетов поступило 34 млн.руб., на реализацию мероприятий в рамках исполнения «народных инициатив» 15 млн.руб., из средств областного дорожного фонда - 18 млн.руб., на строительство стадиона - 25 млн.руб.
Несмотря на то, что в 2012 году удалось значительно повысить собственную доходную часть местного бюджета, сохраняется высокая зависимость муниципального образования от областного бюджета. Собираемые на территории города налоговые поступления большей частью поступают в региональный и федеральный бюджеты, а существующие нормативы отчислений доходов в местные бюджеты не позволяют обеспечить своевременное финансирование даже приоритетных статей бюджета.
Всего за 2012 год на территории города было собрано налоговых платежей в сумме 1853 млн. руб., из них в федеральный бюджет перечислено 940 млн.руб. – более 50%, в областной бюджет 651 млн.руб. - 35% и в местный бюджет 262 млн.руб. или 14%. По прогнозам федеральной налоговой службы в 2013 году на территории города останется также не более 14% собранных налогов.
Расходная часть местного бюджета в 2012 году возросла по отношению к 2011 году на 176 млн. руб. или на 24%, и составила 908 млн.руб., из них 591 млн.руб. или 65% было направлено на выплату заработной платы с начислениями. Эта статья расходов остается самой большой на протяжении нескольких лет, ее рост в 2012 году составил 125 млн.руб. или 27%.
Своевременность выплаты заработной платы, а также отсутствие кредиторской задолженности по страховым взносам, начисленным на фонд оплаты труда, позволили дополнительно привлечь в местный бюджет субсидию на софинансирование областной целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов» в сумме 28 млн.руб. Кроме того, для покрытия временных кассовых разрывов в первом полугодии был получен бюджетный кредит сроком на 3 года в общей сумме 27 млн.руб., который направлен на выплату заработной платы с начислениями и оплату коммунальных услуг.
Если анализировать структуру расходной части местного бюджета в разрезе ведомств бюджетной сферы, то наибольшая доля расходов направлялась на образование - 412 млн.руб. или 44%, на втором месте находилось здравоохранение - 127 млн.руб. или 14%, на физическую культуру и спорт (с учетом ДЮСШ) направлено 99 млн.руб. или 11%, на общегосударственные вопросы 69 млн.руб. или 8%, на культуру - 63 млн.руб. - 7%, на национальную экономику 50 млн.руб. или 6%, на жилищно-коммунальное хозяйство 43 млн.руб. и на социальную политику – 41 млн. руб. по 5 %.
По сравнению с 2011 годом наблюдается рост расходов во всех отраслях бюджетной сферы. Наиболее значительный рост наблюдается в такой отрасли как «Национальная экономика» - увеличение на 23 млн.руб. или на 85% за счет большего поступления средств из областного и федерального бюджетов на ремонт берегоукрепления острова Шехолай и на софинансирование мероприятий по муниципальной целевой программе поддержки и развития субъектов малого и среднего бизнеса. По отрасли «Физическая культура и спорт» расходы возросли на 52,5 млн.руб. или 21%, что стало результатом поступления средств на строительство стадиона, выполнения работ в рамках «народных инициатив», а также повышения фонда оплаты труда. Расходы на образование возросли на 41 млн.руб. или на 11,1%. Аналогично возросли расходы и в других отраслях бюджетной сферы.
В течение года осуществлялось финансирование 21 муниципальной целевой программы общим объемом средств – 27 млн.руб. При планировании средств на исполнение целевых программ уделялось внимание программам социальной направленности, а также программам, обеспечивающим софинансирование областных целевых программ и продолжение строительства незавершенных объектов.
Местный бюджет на 2013 год с учетом последних корректировок сформирован по доходам в сумме 741 млн.руб., по расходам – 777 млн.руб., с допустимым дефицитом 36 млн.руб. (10%). Уже традиционно мы начинаем новый финансовый год трудно. Резко снижен объем финансовой помощи из областного бюджета. По сравнению с 2012 годом доходы, направляемые на выполнение полномочий городского округа снижены на 80 млн.руб. (в прошлом году на указанные цели из областного бюджета было направлено 472 млн. руб., в текущем планируется 392 млн. руб.). Пока в полном объеме не удалось прописать в бюджете вторую статью заработной платы (всего 80%), на 50% обеспечено финансирование коммунальных услуг, содержание города. Нет средств на текущий и капитальный ремонты, приобретение материалов и оборудования. Поэтому с начала года администрация продолжила работу по привлечению средств из областного бюджета, разработаны мероприятия по повышению доходной части, в том числе по реализации инвестиционных проектов, поддержке и развитию среднего и малого бизнеса, реализации плана приватизации муниципального имущества, земельных участков. Учитывая дефицит бюджета, исполнение всех принятых расходных обязательств будет возможно только при поступлении дополнительных доходов, что и является основной целью работы в 2013 году. Реальный недостаток средств в 2013 году составляет 130 млн. рублей.
3. Экономика
Саянск сохранил в 2012 году стабильный уровень социально-экономического развития. На территории муниципального образования устойчиво работают предприятия химического производства, энергетической отрасли, сельского хозяйства, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, среднего и малого бизнеса.
Ключевой показатель развития экономики - выручка от реализации продукции (работ и услуг), которая в 2012 году в денежном выражении составила 17,4 млрд. рублей или 112% к уровню 2011 года. По основным видам экономической деятельности сохраняется положительная динамика. Снижение объемов наблюдалось в строительстве - 89 % к уровню 2011 года. Как и в 2011 году основной причиной снижения объемов строительства и ввода жилья является отсутствие спроса.
Состояние городской экономики по-прежнему зависит от деятельности градообразующего предприятия ОАО «Саянскхимпласт». Его доля в общегородском объеме отгруженных товаров/выполненных работ и оказанных услуг составила 69%, доля в среднесписочной численности работающих – 26%. Выпуск смолы ПВХ в 2012 году достиг 273 тыс. тонн, соды каустической произведено 189 тыс. тонн (рост 5% к уровню 2011 года).
В экономике города стабильную позицию занимает сельское хозяйство. Доля ООО «Саянский бройлер» в экономике составила 12%. За отчетный период предприятием произведено 26 тыс. тонн мяса бройлеров (рост 9,3% к уровню 2011 года).
По итогам 2012 года от хозяйственной деятельности организаций города получена прибыль более 1,6 млрд. рублей, доля прибыльных предприятий достигла 88%, что на 11% превышает показатель 2011 года.
Дальнейшее развитие экономики и благосостояние жителей невозможны без роста инвестиционной активности. Объем инвестиций в 2012 году составил более 850 млн. рублей (93% к 2011 г.). В общем объеме инвестиций в основной капитал 31% - это доля ОАО «Саянскхимпласт», до 40% - доля ООО «Саянский бройлер», более 15% - Ново-Зиминской ТЭЦ. Бюджетные ассигнования составили 78 млн. руб. (9% от общего объема инвестиций), что в 2,3 раза больше, чем в 2011 году.
В отчетном году администрацией города была продолжена работа по привлечению добровольных взносов от организаций, индивидуальных предпринимателей и жителей города на поддержку благотворительных, социальных, культурных, образовательных и других общественно полезных инициатив. В итоге привлечено более 8 млн. рублей. Всего в 2012 году в благотворительной деятельности приняли посильное участие 54 организации и 44 индивидуальных предпринимателя.
Для расширения возможности привлечения внебюджетных средств создана Некоммерческая организация «Саянский благотворительный фонд местного сообщества».
4. Малое и среднее предпринимательство.
В отчетном году наиболее перспективные и востребованные направления развития малого бизнеса получили необходимую поддержку. На территории Саянска действовало 220 малых и средних предприятий и почти 1300 индивидуальных предпринимателей. В области малого и среднего предпринимательства трудится 4,7 тыс. чел. Или 27% от численности занятых в экономике города. Доля малого и среднего предпринимательства в общегородском объеме производства продукции, работ и услуг составила 9,2%. Поступления в местный бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства составили 66 млн. рублей, что на 12% больше, чем в 2011 году. Некоммерческой организацией «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» в 2012 году предпринимателям было выдано 88 займов под 9-10% годовых на сумму 21 млн. руб. Фонд участвовал в областном конкурсе «Содействие развитию микрофинансовых организаций», по итогам которого в конце 2012 года дополнительно получил 10 млн. руб. на капитализацию.
В 2012 году на реализацию мероприятий муниципальной целевой программы «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» было направлено более 500 тыс. рублей (в полтора раза больше, чем в 2011 году), в том числе 170 тыс. руб. - из местного бюджета. При поддержке обучающих центров проводились семинары, городские конкурсы.
Впервые в 2012 году город Саянск получил софинансирование программного мероприятия по предоставлению грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела из вышестоящих бюджетов. На условиях конкурсного отбора гранты получили 4 начинающих предпринимателя на общую сумму 360 тыс. руб. На областной конкурс по предоставлению субсидий было подано более 20 заявок, победителями признаны три саянских предпринимателя. Из областного бюджета они получили субсидию на сумму более 1,5 млн. руб.
В течение года работал Общественный Координационный Совет предпринимателей, «горячая линия» по вопросам предпринимательской деятельности.
5. Потребительский рынок - один из важных секторов жизнеобеспечения города, источник занятости населения и поступления денежных средств.
Розничный товарооборот за 2012 год составил 2,9 млрд. руб., рост к уровню 2011 года составляет 5,7 %. Товарооборот в сфере общественного питания в 2012 году составил 228 млн. руб., рост к уровню 2011 года - 8 %. Объем бытовых услуг в 2012 году составил 80 млн. руб., рост к уровню 2011 года - 25,5 %.
В 2012 году увеличилось количество предприятий потребительского рынка. Открыто 6 магазинов продовольственных и непродовольственных товаров, 2 предприятия общественного питания, 3 предприятия бытовых услуг. В сфере потребительских услуг трудится более 3 тыс. человек, в т.ч. более 2 тыс. человек – в торговле.
Для формирования потребительского спроса на продукцию местного производства и стабилизации цен в городе функционирует торговая сеть товаропроизводителей из 60 объектов. В 2012 году проводились сезонные, праздничные ярмарки, осуществлялся ежемесячный мониторинг розничных цен. В весенне-летний период была организована работа «зеленных рынков» на 48 торговых местах.
В целях поддержки социально-незащищенных слоев населения в 24 отделах реализуется проект «Социальные услуги», в 30 объектах предприниматели и предприятия оказывают услуги бытового обслуживания по льготным ценам.
В целях повышения качества товаров и культуры обслуживания населения проведены 5 месячников качества товаров и услуг, организована работа 5 «горячих линий» по вопросам качества товаров и защиты прав потребителей. Проведено 14 рейдовых мероприятий на 110 объектах торговли.
В 2012 году прошли городские конкурсы на лучшее предприятие, лучшее новогоднее оформление, на лучшего по профессии в сфере потребительского рынка, семинары по вопросам регулирования розничной продажи алкогольной продукции.
Предприятия бытовых услуг в 2012 году становились победителями и призерами региональных и всероссийских конкурсов.
6. Цены и тарифы, муниципальные закупки
Администрация города вела работу по регулированию цен и тарифов, заключению договоров на поставку товаров и услуг для муниципальных нужд.
В 2012 году тарифы на коммунальные услуги повышались Службой по тарифам Иркутской области поэтапно с 1 июля и с 1 сентября. В результате, за 2012 год фактическая средняя стоимость жилищно-коммунальных услуг составила 41,47 руб. за 1 кв.м. и выросла в сравнении с фактом 2011 года (40,74 руб.) на 1,8%.
Тарифы на услуги по содержанию и текущему ремонту жилых помещений устанавливались на основании решений собственников жилых помещений на общих собраниях. В среднем по городу, стоимость услуг на содержание и ремонт жилых помещений (без стоимости содержания лифтов) в 2012 году составил 10,60 руб. за 1 кв.м, что выше, чем в 2011 году на 9,7%.
В 2012 году администрацией города проведено 976 торгов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на общую сумму 241 млн.руб., заключено муниципальных контрактов на сумму 217 млн.руб., экономия по результатам торгов составила 23,5 млн.руб. – почти 10% от начальной максимальной цены.
7. Управление имуществом и земельными отношениями
Одну из главных экономических основ местного самоуправления составляет муниципальное имущество. В 2012 году Комитетом по имуществу и земельным отношениям заключено 1200 договоров (на 300 больше, чем в 2011 году) на аренду, куплю-продажу, безвозмездное пользование, передачу в собственность земельных участков, помещений, движимого и недвижимого имущества. В результате в местный бюджет привлечено 49 млн. руб.
Для увеличения поступления доходов от использования муниципального имущества проведено 27 аукционов, по результатам которых в местный бюджет за 2012 год поступило 17 млн. руб., что на 27% больше уровня прошлого года.
В сфере имущественных и земельных правоотношений за 2012 год было оформлено 32 претензии и иска на общую сумму 4 млн.рублей, по решению суда должниками оплачено 3,7 млн.руб.
Продолжалась работа по инвентаризации и паспортизации муниципального имущества. За отчетный период выделено 8 служебных квартир, 4 квартиры предоставлены по договору социального найма. В рамках реализации областных государственных полномочий в 2012 году было приобретено 5 квартир детям-сиротам. В 2012 году началось бесплатное выделение земельных участков льготной категории населения для строительства индивидуальных жилых домов.
8. Градостроительная деятельность
Полномочия в сфере градостроительной деятельности осуществляет Комитет по архитектуре, ЖКХ, транспорту и связи. В последние годы в Саянске в основном ведется строительство малоэтажных и индивидуальных жилых домов. В 2012 году введено в эксплуатацию всего 6 индивидуальных жилых домов, общей площадью чуть более 400 кв.м. Индивидуальное жилищное строительство не развивается по причине отсутствия социальной и инженерной инфраструктур в районах застройки, также сдерживающим фактором строительства жилья для строительных компаний является и его низкая стоимость на вторичном рынке - от 20 до 25 тыс. руб./кв.м. (в Иркутске – 55-60 тыс. руб./кв.м.)
В 2012 году в рамках мероприятий муниципальной программы за счет средств местного бюджета построены и введены в эксплуатацию наружные сети водопровода по пяти улицам в микрорайоне Благовещенский.
По прочим объектам в течение 2012 года выдано 34 разрешения на строительство и 18 разрешений на ввод в эксплуатацию.
На объекте «Стадион» освоено 44 млн. рублей. Всего с начала реконструкции освоено 106 млн. руб. К сентябрю 2013 года мы планируем завершить строительство стадиона, для этого необходимо освоить 37 млн. руб. Учитывая дефицит местного бюджета, ведется работа по привлечению областных средств. ОАО «Саянскхимпласт» в виде безвозмездной помощи уже выделил в 2013 году 5 млн. руб. на строительство стадиона.
Одной из важнейших задач, стоящих перед органами местного самоуправления в сфере осуществления градостроительной деятельности является разработка документов территориального планирования городского округа. У нас имеется утвержденный и согласованный с Правительством Российской Федерации генеральный план городского округа. Утверждены решениями Думы Нормативы градостроительного проектирования и Правила землепользования и застройки.
Следующим этапом должна стать разработка проектов планировки микрорайонов. Как первый шаг в этом направлении - в 2013 году планируется выполнить проект планировки и межевания микрорайона №9, проекты сетей инженерно-технического обеспечения. На территории данного микрорайона предполагается разместить ориентировочно 136 индивидуальных жилых домов (с земельными участками по 15 соток) и 32 многоквартирных 3-х этажных дома на 768 квартир, а также объекты соцкультбыта.
В 2012 году администрацией и депутатами Думы большое внимание уделялось контролю за соблюдением застройщиками требований законодательства о градостроительной деятельности при осуществлении строительства. По результатам проведенных проверок направлены обращения в контролирующие органы – прокуратуру, Службу жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области о нарушениях в строительстве.
Большой объем работ за истекший год выполнен по урегулированию вопросов, связанных с размещением рекламы. Если по состоянию на 1 января 2012 года подавляющее большинство рекламных конструкций было установлено без оформления соответствующего разрешения, то на сегодняшний день благодаря работе с рекламораспространителями оформлено должным образом почти 800 кв. м. информационного поля.
Из средств, направленных на реализацию народных инициатив, на строительных работах освоено 1,6 млн. руб. В частности, отремонтированы тротуары и съезды, обустроены пешеходные переходы, смонтировано освещение по ул.Ленина от госпиталя до детского дома интерната. Более 500 тыс. руб. из местного бюджета освоено по «Наказам избирателей». Началось строительство фонтанного комплекса, обустроено его внешнее электроснабжение и инженерные сети. На работах по отводу ливневых вод с городского кладбища и благоустройству его территории освоено 500 тыс. руб.
9. Природоохранная деятельность и экологическое воспитание
В сфере природоохранной деятельности в 2012 году были разработаны и начали действовать Правила благоустройства территории муниципального образования. Принято Положение о муниципальном лесном контроле.
На улицах города высажено более 400 саженцев деревьев и кустарников, включая озеленение пришкольных участков, восстановление благоустройства после ликвидации аварийных ситуаций. Эта работа будет продолжена в весенний период 2013 года.
В 2012 году в общегородском субботнике участвовало 3,5 тыс. человек, привлечено 27 ед. транспорта. В летний период в городе работал подростковый трудовой экологический отряд, которым было собрано в зеленых массивах внутри города и в лесопарковой зоне 19 тонн мусора.
В соответствии с проектом народных инициатив от мусора было очищено кладбище п. Буря. Затраты составили 257 тыс. руб. В отчетном году организован и проведен городской конкурс по цветочно-декоративному озеленению. 83 участника конкурса отмечены дипломами, победители – денежными премиями.
10. Жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь.
В 2012 году продолжалось развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса. Реализовывалась Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности: в 2012 году во всех учреждениях бюджетной сферы закончено проведение энергетического обследования зданий. Затраты на реализацию мероприятий из местного бюджета составили 1,7 млн. руб. Всего на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципальными учреждениями и предприятиями затрачено 37,5 млн. руб.
При подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону предприятиями жилищно-коммунального комплекса выполнены мероприятия на сумму 49 млн.руб., в том числе проведена замена ветхих тепловых, водопроводных, канализационных сетей. Проведена модернизация насосных водоснабжения III и IV подъемов на сумму 11 млн.руб. Продолжаются работы по II очереди берегоукрепления о.Шехолай хозпитьевого водозабора общей стоимостью 86 млн.руб. с привлечением федерального, областного и средств местного бюджетов со сроками их завершения в 2013 году.
Процент собираемости квартирной платы в многоквартирных домах за 2012 года составил 99,6 %. В 2012 году 1,7 тыс. семьям предоставлены субсидии на оплату коммунальных услуг на сумму 9 млн.руб.
В летний период 2012 года во дворах многоквартирных домов установлено 12 детских игровых комплексов за счет средств народных инициатив, приобретено еще 12 комплексов, которые планируется установить летом 2013 года.
По улично-дорожной сети города в 2012 году было скошено травы на 411 тыс. кв. м. газонов - почти в два раза больше по площади, чем в 2011 году (262 кв.м.). На клумбах было высажено более 28 тыс. цветов, в 2011 году - 25 тысяч.
Текущий ремонт асфальтобетонного покрытия дорог общего пользования выполнен в объеме 2011 года на площади 2,6 тыс.м2, заменены бордюрные камни в объеме 752 м. Кроме того, отремонтирована дорога в гравийном исполнении в м-не Благовещенский площадью 470 м2.
К 1 января 2013 года число многоквартирных домов, оснащенных общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов, составило по холодному водоснабжению 57 домов, это 41,3%, по теплоснабжению 51 дом - 38% и по электроэнергии 47 домов или 34 %.
Число квартир в многоквартирных домах, оснащенных индивидуальными приборами учета составляет 69%.
Транспорт
На территории города организовано 5 городских автобусных маршрутов, работа пригородных и междугородних маршрутов.
В 2012 году, как и в предыдущие годы, действовало соглашение с перевозчиками о предоставлении бесплатного проезда участникам Великой Отечественной войны в автомобильном общественном транспорте на городских маршрутах. Были организованы пассажирские перевозки до садоводческих кооперативов с 30 апреля по 30 сентября 2012 года.
Впервые за последние годы в 2012 году принята долгосрочная целевая программа по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, капитальному ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов на период до 2016 года. В рамках программы в 2012 году Саянску были выделены средства из областного дорожного фонда и местного бюджета в сумме 18,3 млн. руб. (99% средств из областного бюджета). Проведен ремонт дорог общего пользования на сумму 3,8 млн. руб., ремонт асфальтового покрытия дворовых территорий 74 многоквартирных домов в сумме 14,5 млн. руб. В 2013 году ремонтные работы продолжатся.
В рамках мероприятий ведомственной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения и пешеходов», в целях снижения аварийности, связанной с наездами на пешеходов, произведена замена 13 дорожных знаков на светоотражающие. Произведена замена 55 ламп освещения на всех пешеходных переходах на модели с повышенной световой отдачей. Проведены работы по переносу 9 дорожных знаков в соответствие с ГОСТ.
Народные инициативы, наказы избирателей
В 2012 году на реализацию мероприятий, сформированных на основе народных инициатив, из областного бюджета было выделено 15 млн. руб. Эти средства были направлены на выполнение 25-ти проектов, приуроченных к 75-летию Иркутской области. В результате проведения конкурсов на выполнение работ получена экономия, которая позволила расширить список мероприятий до 33. Всего освоено 16,9 млн. рублей. Средства местного бюджета составили 1,9 млн. рублей. Работы исполнены в указанный срок – до 1 ноября, с хорошим качеством. В 2013 году мы ожидаем из областного бюджета финансирование народных инициатив в том же объеме. На сегодняшний день перечень мероприятий сформирован и передан на рассмотрение депутатам Думы и общественности.
Также в 2012 году был сформирован перечень наказов избирателей, которые прозвучали на собраниях жителей микрорайонов с органами власти, управляющими компаниями. Значительное место в них уделено мероприятиям, направленным на благоустройство территорий. На выполнение наказов жителей кроме народных инициатив из местного бюджета было затрачено 535 тыс. руб.
11. Образование
Структура муниципальной системы образования включает в себя 9 дошкольных образовательных учреждений, 8 общеобразовательных школ, Дом детского творчества, межшкольный учебный комбинат.
Фактическая численность работников в системе образования в 2012 году составила 1470 человек, в том числе численность педагогических работников - 700 человек (в 2011 году было 691 человек). Обеспеченность педагогическими кадрами образовательных учреждений составляет 92%. С целью привлечения в Саянск молодых педагогов разработана и действует Программа «Педагогические кадры». В 2012 году она исполнена в полном объеме, выделено пять служебных жилых помещений для семи педагогических работников. Работа по привлечению педагогов и обеспечению их жильем продолжается в 2013 году.
В 2012 году средняя заработная плата учителей составила 19,7 тыс. руб., что выше средней зарплаты 2011 года на 29%, зарплата педработников дошкольных учреждений выросла на 40% и составила 12,3 тыс. руб. В соответствии с Указом Президента РФ о мероприятиях по реализации государственной социальной политики, средняя заработная плата педагогических работников школ с 1 января 2013 года доведена до средней заработной платы по экономике в регионе и сейчас составляет 26,7 тыс. руб., средняя заработная плата педагогических работников дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования доведена до средней заработной платы в отрасли образования в Иркутской области и составляет 18,5 тыс. руб.
Дошкольные образовательные учреждения посещают 2345 детей. Охват населения услугой дошкольного образования в 2012 году составил 79,5% от общей численности детей в возрасте от 1,5 до 7 лет (самый высокий показатель в регионе). Это на 2% выше показателя прошлого года и на 18,5% выше среднеобластного показателя.
С целью открытости и прозрачности оказания муниципальной услуги по зачислению детей в дошкольные учреждения в городе ведется единый реестр регистрации детей на зачисление в детские сады. Ввод после капитального ремонта в августе 2012 года дошкольного учреждения №22 «Солнышко» позволил ликвидировать очередь детей в дошкольные учреждения в возрасте с 3 до 7 лет. До конца 2013 года после капитального ремонта будет введено в эксплуатацию еще одно дошкольное учреждение №23 на 220 мест. Затраты на капитальный ремонт объекта составят 68 млн. руб.
Расходы на одного воспитанника дошкольного образовательного учреждения в 2012 году составили 62,7 тыс. руб., рост к 2011 году - 12,8%. Родительская плата составляет 18,8% затрат на содержание ребенка в месяц.
В 2012 году учащиеся наших школ стали обладателями премии Президента РФ, Губернатора Иркутской области, стипендии Губернатора, премии мэра городского округа по итогам конкурса «Лучший ученик года – 2012», победителями областного конкурса «Молодёжь Иркутской области в лицах».
В 2012 году охват детей дополнительным образованием составил 78%, что на 5% выше прошлогоднего показателя. Воспитанники учреждений дополнительного образования прославляют наш город в Иркутской области, в Сибирском Федерально
По сложившейся традиции я ежегодно представляю публичный отчет об исполнении полномочий исполнительной власти. Отчитываясь об итогах работы в 2012 году, я доложу об исполнении местного бюджета, сложившихся тенденциях социально-экономического развития, исполнении обязательств и перспективах работы в текущем году.
Начну отчет с показателей демографического состояния.
1. Демография
Численность населения Саянска на основании данных переписи населения на 1 января 2012 года составила 39,9 тыс. человек, это 1,6% жителей Иркутской области. По данным же Федеральной миграционной службы в Саянске по месту жительства зарегистрировано 42,9 тыс. человек.
Средний возраст жителей составляет 36 лет. Демографическая ситуация в 2012 году характеризовалась естественным приростом населения, число родившихся составило 553 чел., умерших – 512, прирост составил 41 человек или 8%.
На 1 января 2012 года число жителей трудоспособного возраста составило 24 тыс. человек (это 60% от общей численности населения), занятых в экономике - 17 тыс. человек. Более 27% из числа работающих трудятся в организациях промышленности и энергетики, 15% - в сфере торговли, около 13% - в учреждениях здравоохранения и в сфере предоставления социальных услуг, 10% - в учреждениях образования, около 6% - в сельском хозяйстве, 7% - в строительстве и 22% - в прочих сферах экономической деятельности.
В 2012 году по сравнению с предыдущим годом численность пенсионеров по возрасту выросла на 700 человек и составила 8,4 тыс. человек или 21% от численности населения.
Уровень безработицы.
В течение 2012 года ситуация на рынке труда оставалась стабильной. Если на начало 2012 года по данным Центра занятости населения уровень безработицы составлял 1,95 % от численности трудоспособного населения, то на 1 января 2013 года этот показатель снизился до 1,28%, количество безработных сократилось в 1,6 раза. Данный показатель ниже областного уровня, который составил 1,5 %.
Доходы населения.
Основной фактор роста благосостояния населения – среднедушевой денежный доход. В Саянске этот показатель в 2012 году вырос на 12,7% к 2011 году и составил 14,8 тыс. руб.
Фонд оплаты труда в организациях города в целом увеличился на 425 млн. рублей или на 12% к уровню 2011 года. Среднемесячная заработная плата работников, занятых в экономике, по сравнению с 2011 годом увеличилась на 15% и составила 23,6 тыс. рублей, по области средняя заработная плата - около 25 тыс. руб.
В 2012 году в связи с переходом всех муниципальных учреждений на новые системы оплаты труда произошло увеличение средней заработной платы: в учреждениях образования на 26,7%, что составило 15 тыс. руб.; в учреждениях культуры на 30%, это 12,6 тыс. руб.; в учреждениях здравоохранения на 37,2 % - 21,3 тыс. руб.; в учреждениях физкультуры и спорта на 35,7 % - 13,4 тыс. руб.
В разрезе видов экономической деятельности наибольший уровень средней заработной платы в 2012 году сложился: в организациях, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды - около 33 тыс. руб. (рост составил 12,5%) и в организациях обрабатывающих производств - около 29 тыс. руб. (рост – 11,8%).
Задолженность по выплате заработной платы в организациях города в 2012 году отсутствовала.
Размер средней пенсии в городе составил 9,2 тыс. руб., что выше на 19% показателя 2011 года. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума на 1 ноября 2012 г. составила 14,8 % (по Иркутской области доля низкодоходной части населения - 19 %).
2. Бюджет
Основной задачей администрации в 2012 году в части исполнения бюджета была активизация работы по привлечению дополнительных источников собственных доходов и средств из бюджетов других уровней. В отчетном году, как и в прежние годы, наблюдался рост расходных обязательств местного бюджета, связанных с использованием новых систем оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы, завершением реконструкции и введением в эксплуатацию дошкольного учреждения № 22, повышением тарифов на энергоносители, обеспечением софинансирования областных целевых программ.
Для расширения собственной налогооблагаемой базы проведен комплекс мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, продолжена работа по оформлению в собственность земельных участков, внесены изменения в план приватизации муниципального имущества, усилен муниципальный земельный контроль и претензионная работа. В городе действует муниципальная целевая программа повышения эффективности бюджетных расходов. Принятые администрацией меры позволили значительно повысить доходную часть местного бюджета по сравнению с первоначально утвержденными показателями и исполнить все принятые социальные и публичные обязательства, обязательства по финансовому обеспечению затрат на оказание услуг населению в соответствии с муниципальными заданиями. И если в первоначальном варианте местного бюджета в полном объеме были запланированы только средства на выплату заработной платы, а остальные расходы – в размере от 50% до 70% от годовой потребности, то фактически исполнены все запланированные расходы.
Первоначальный вариант бюджета на 2012 год был принят с показателями по доходам - 665 млн. руб. по расходам – 694 млн.руб. с дефицитом – 29 млн.руб. или 9,2%. Фактически местный бюджет за 2012 год исполнен по доходам в сумме 887 млн.руб., по расходам в сумме 908 млн.руб.
В составе доходов собственные доходы составили 318 млн.руб. или 36%, безвозмездные поступления из областного и федерального бюджетов, от юридических и физических лиц – 569 млн.руб. или 64%. По сравнению с 2011 годом доходы местного бюджета (без платных услуг) возросли на 137 млн.руб. или на 18,3%.
Если сравнивать доходную часть местного бюджета за последние годы, то можно сказать, что в 2012 году получены самые высокие доходы, в том числе и по налоговым источникам. Такая ситуация стала возможна в результате активной работы с региональными органами власти, развитием налогооблагаемой базы, а повышение фонда оплаты труда позволило сократить потери местного бюджета от снижения нормативов отчислений в местном бюджете от налога на доходы физических лиц. Кроме того, в 2012 году наступил срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2011 год, который составил 15 млн.руб, что на 11 млн.руб. или в 4 раза больше суммы предыдущего года.
По прежнему основным стабильным доходным источником местного бюджета является налог на доходы физических лиц, который составляет свыше 20% от общей суммы доходов и 58% от объема собственных доходов.
В результате экономически обоснованных обращений в Правительство Иркутской области и Законодательное собрание удалось дополнительно привлечь в бюджет 215 млн.руб., в том числе дотаций – более 45 млн.руб., субсидий – 155 млн.руб., субвенций – 11 млн.руб, иных межбюджетных трансфертов в сумме более 3 млн.руб.
Из областного и федерального бюджетов поступили целевые средства на обеспечение жильем молодых семей в сумме 10 млн.руб., на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 2,5 млн.руб. В течение года на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения поступило средств из областного бюджета более 115 млн.руб., на реализацию программ по защите окружающей среды и развитию водохозяйственного комплекса (II очереди берегоукрепления о. Шехолай) из областного и федерального бюджетов поступило 34 млн.руб., на реализацию мероприятий в рамках исполнения «народных инициатив» 15 млн.руб., из средств областного дорожного фонда - 18 млн.руб., на строительство стадиона - 25 млн.руб.
Несмотря на то, что в 2012 году удалось значительно повысить собственную доходную часть местного бюджета, сохраняется высокая зависимость муниципального образования от областного бюджета. Собираемые на территории города налоговые поступления большей частью поступают в региональный и федеральный бюджеты, а существующие нормативы отчислений доходов в местные бюджеты не позволяют обеспечить своевременное финансирование даже приоритетных статей бюджета.
Всего за 2012 год на территории города было собрано налоговых платежей в сумме 1853 млн. руб., из них в федеральный бюджет перечислено 940 млн.руб. – более 50%, в областной бюджет 651 млн.руб. - 35% и в местный бюджет 262 млн.руб. или 14%. По прогнозам федеральной налоговой службы в 2013 году на территории города останется также не более 14% собранных налогов.
Расходная часть местного бюджета в 2012 году возросла по отношению к 2011 году на 176 млн. руб. или на 24%, и составила 908 млн.руб., из них 591 млн.руб. или 65% было направлено на выплату заработной платы с начислениями. Эта статья расходов остается самой большой на протяжении нескольких лет, ее рост в 2012 году составил 125 млн.руб. или 27%.
Своевременность выплаты заработной платы, а также отсутствие кредиторской задолженности по страховым взносам, начисленным на фонд оплаты труда, позволили дополнительно привлечь в местный бюджет субсидию на софинансирование областной целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов» в сумме 28 млн.руб. Кроме того, для покрытия временных кассовых разрывов в первом полугодии был получен бюджетный кредит сроком на 3 года в общей сумме 27 млн.руб., который направлен на выплату заработной платы с начислениями и оплату коммунальных услуг.
Если анализировать структуру расходной части местного бюджета в разрезе ведомств бюджетной сферы, то наибольшая доля расходов направлялась на образование - 412 млн.руб. или 44%, на втором месте находилось здравоохранение - 127 млн.руб. или 14%, на физическую культуру и спорт (с учетом ДЮСШ) направлено 99 млн.руб. или 11%, на общегосударственные вопросы 69 млн.руб. или 8%, на культуру - 63 млн.руб. - 7%, на национальную экономику 50 млн.руб. или 6%, на жилищно-коммунальное хозяйство 43 млн.руб. и на социальную политику – 41 млн. руб. по 5 %.
По сравнению с 2011 годом наблюдается рост расходов во всех отраслях бюджетной сферы. Наиболее значительный рост наблюдается в такой отрасли как «Национальная экономика» - увеличение на 23 млн.руб. или на 85% за счет большего поступления средств из областного и федерального бюджетов на ремонт берегоукрепления острова Шехолай и на софинансирование мероприятий по муниципальной целевой программе поддержки и развития субъектов малого и среднего бизнеса. По отрасли «Физическая культура и спорт» расходы возросли на 52,5 млн.руб. или 21%, что стало результатом поступления средств на строительство стадиона, выполнения работ в рамках «народных инициатив», а также повышения фонда оплаты труда. Расходы на образование возросли на 41 млн.руб. или на 11,1%. Аналогично возросли расходы и в других отраслях бюджетной сферы.
В течение года осуществлялось финансирование 21 муниципальной целевой программы общим объемом средств – 27 млн.руб. При планировании средств на исполнение целевых программ уделялось внимание программам социальной направленности, а также программам, обеспечивающим софинансирование областных целевых программ и продолжение строительства незавершенных объектов.
Местный бюджет на 2013 год с учетом последних корректировок сформирован по доходам в сумме 741 млн.руб., по расходам – 777 млн.руб., с допустимым дефицитом 36 млн.руб. (10%). Уже традиционно мы начинаем новый финансовый год трудно. Резко снижен объем финансовой помощи из областного бюджета. По сравнению с 2012 годом доходы, направляемые на выполнение полномочий городского округа снижены на 80 млн.руб. (в прошлом году на указанные цели из областного бюджета было направлено 472 млн. руб., в текущем планируется 392 млн. руб.). Пока в полном объеме не удалось прописать в бюджете вторую статью заработной платы (всего 80%), на 50% обеспечено финансирование коммунальных услуг, содержание города. Нет средств на текущий и капитальный ремонты, приобретение материалов и оборудования. Поэтому с начала года администрация продолжила работу по привлечению средств из областного бюджета, разработаны мероприятия по повышению доходной части, в том числе по реализации инвестиционных проектов, поддержке и развитию среднего и малого бизнеса, реализации плана приватизации муниципального имущества, земельных участков. Учитывая дефицит бюджета, исполнение всех принятых расходных обязательств будет возможно только при поступлении дополнительных доходов, что и является основной целью работы в 2013 году. Реальный недостаток средств в 2013 году составляет 130 млн. рублей.
3. Экономика
Саянск сохранил в 2012 году стабильный уровень социально-экономического развития. На территории муниципального образования устойчиво работают предприятия химического производства, энергетической отрасли, сельского хозяйства, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, среднего и малого бизнеса.
Ключевой показатель развития экономики - выручка от реализации продукции (работ и услуг), которая в 2012 году в денежном выражении составила 17,4 млрд. рублей или 112% к уровню 2011 года. По основным видам экономической деятельности сохраняется положительная динамика. Снижение объемов наблюдалось в строительстве - 89 % к уровню 2011 года. Как и в 2011 году основной причиной снижения объемов строительства и ввода жилья является отсутствие спроса.
Состояние городской экономики по-прежнему зависит от деятельности градообразующего предприятия ОАО «Саянскхимпласт». Его доля в общегородском объеме отгруженных товаров/выполненных работ и оказанных услуг составила 69%, доля в среднесписочной численности работающих – 26%. Выпуск смолы ПВХ в 2012 году достиг 273 тыс. тонн, соды каустической произведено 189 тыс. тонн (рост 5% к уровню 2011 года).
В экономике города стабильную позицию занимает сельское хозяйство. Доля ООО «Саянский бройлер» в экономике составила 12%. За отчетный период предприятием произведено 26 тыс. тонн мяса бройлеров (рост 9,3% к уровню 2011 года).
По итогам 2012 года от хозяйственной деятельности организаций города получена прибыль более 1,6 млрд. рублей, доля прибыльных предприятий достигла 88%, что на 11% превышает показатель 2011 года.
Дальнейшее развитие экономики и благосостояние жителей невозможны без роста инвестиционной активности. Объем инвестиций в 2012 году составил более 850 млн. рублей (93% к 2011 г.). В общем объеме инвестиций в основной капитал 31% - это доля ОАО «Саянскхимпласт», до 40% - доля ООО «Саянский бройлер», более 15% - Ново-Зиминской ТЭЦ. Бюджетные ассигнования составили 78 млн. руб. (9% от общего объема инвестиций), что в 2,3 раза больше, чем в 2011 году.
В отчетном году администрацией города была продолжена работа по привлечению добровольных взносов от организаций, индивидуальных предпринимателей и жителей города на поддержку благотворительных, социальных, культурных, образовательных и других общественно полезных инициатив. В итоге привлечено более 8 млн. рублей. Всего в 2012 году в благотворительной деятельности приняли посильное участие 54 организации и 44 индивидуальных предпринимателя.
Для расширения возможности привлечения внебюджетных средств создана Некоммерческая организация «Саянский благотворительный фонд местного сообщества».
4. Малое и среднее предпринимательство.
В отчетном году наиболее перспективные и востребованные направления развития малого бизнеса получили необходимую поддержку. На территории Саянска действовало 220 малых и средних предприятий и почти 1300 индивидуальных предпринимателей. В области малого и среднего предпринимательства трудится 4,7 тыс. чел. Или 27% от численности занятых в экономике города. Доля малого и среднего предпринимательства в общегородском объеме производства продукции, работ и услуг составила 9,2%. Поступления в местный бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства составили 66 млн. рублей, что на 12% больше, чем в 2011 году. Некоммерческой организацией «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» в 2012 году предпринимателям было выдано 88 займов под 9-10% годовых на сумму 21 млн. руб. Фонд участвовал в областном конкурсе «Содействие развитию микрофинансовых организаций», по итогам которого в конце 2012 года дополнительно получил 10 млн. руб. на капитализацию.
В 2012 году на реализацию мероприятий муниципальной целевой программы «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» было направлено более 500 тыс. рублей (в полтора раза больше, чем в 2011 году), в том числе 170 тыс. руб. - из местного бюджета. При поддержке обучающих центров проводились семинары, городские конкурсы.
Впервые в 2012 году город Саянск получил софинансирование программного мероприятия по предоставлению грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела из вышестоящих бюджетов. На условиях конкурсного отбора гранты получили 4 начинающих предпринимателя на общую сумму 360 тыс. руб. На областной конкурс по предоставлению субсидий было подано более 20 заявок, победителями признаны три саянских предпринимателя. Из областного бюджета они получили субсидию на сумму более 1,5 млн. руб.
В течение года работал Общественный Координационный Совет предпринимателей, «горячая линия» по вопросам предпринимательской деятельности.
5. Потребительский рынок - один из важных секторов жизнеобеспечения города, источник занятости населения и поступления денежных средств.
Розничный товарооборот за 2012 год составил 2,9 млрд. руб., рост к уровню 2011 года составляет 5,7 %. Товарооборот в сфере общественного питания в 2012 году составил 228 млн. руб., рост к уровню 2011 года - 8 %. Объем бытовых услуг в 2012 году составил 80 млн. руб., рост к уровню 2011 года - 25,5 %.
В 2012 году увеличилось количество предприятий потребительского рынка. Открыто 6 магазинов продовольственных и непродовольственных товаров, 2 предприятия общественного питания, 3 предприятия бытовых услуг. В сфере потребительских услуг трудится более 3 тыс. человек, в т.ч. более 2 тыс. человек – в торговле.
Для формирования потребительского спроса на продукцию местного производства и стабилизации цен в городе функционирует торговая сеть товаропроизводителей из 60 объектов. В 2012 году проводились сезонные, праздничные ярмарки, осуществлялся ежемесячный мониторинг розничных цен. В весенне-летний период была организована работа «зеленных рынков» на 48 торговых местах.
В целях поддержки социально-незащищенных слоев населения в 24 отделах реализуется проект «Социальные услуги», в 30 объектах предприниматели и предприятия оказывают услуги бытового обслуживания по льготным ценам.
В целях повышения качества товаров и культуры обслуживания населения проведены 5 месячников качества товаров и услуг, организована работа 5 «горячих линий» по вопросам качества товаров и защиты прав потребителей. Проведено 14 рейдовых мероприятий на 110 объектах торговли.
В 2012 году прошли городские конкурсы на лучшее предприятие, лучшее новогоднее оформление, на лучшего по профессии в сфере потребительского рынка, семинары по вопросам регулирования розничной продажи алкогольной продукции.
Предприятия бытовых услуг в 2012 году становились победителями и призерами региональных и всероссийских конкурсов.
6. Цены и тарифы, муниципальные закупки
Администрация города вела работу по регулированию цен и тарифов, заключению договоров на поставку товаров и услуг для муниципальных нужд.
В 2012 году тарифы на коммунальные услуги повышались Службой по тарифам Иркутской области поэтапно с 1 июля и с 1 сентября. В результате, за 2012 год фактическая средняя стоимость жилищно-коммунальных услуг составила 41,47 руб. за 1 кв.м. и выросла в сравнении с фактом 2011 года (40,74 руб.) на 1,8%.
Тарифы на услуги по содержанию и текущему ремонту жилых помещений устанавливались на основании решений собственников жилых помещений на общих собраниях. В среднем по городу, стоимость услуг на содержание и ремонт жилых помещений (без стоимости содержания лифтов) в 2012 году составил 10,60 руб. за 1 кв.м, что выше, чем в 2011 году на 9,7%.
В 2012 году администрацией города проведено 976 торгов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на общую сумму 241 млн.руб., заключено муниципальных контрактов на сумму 217 млн.руб., экономия по результатам торгов составила 23,5 млн.руб. – почти 10% от начальной максимальной цены.
7. Управление имуществом и земельными отношениями
Одну из главных экономических основ местного самоуправления составляет муниципальное имущество. В 2012 году Комитетом по имуществу и земельным отношениям заключено 1200 договоров (на 300 больше, чем в 2011 году) на аренду, куплю-продажу, безвозмездное пользование, передачу в собственность земельных участков, помещений, движимого и недвижимого имущества. В результате в местный бюджет привлечено 49 млн. руб.
Для увеличения поступления доходов от использования муниципального имущества проведено 27 аукционов, по результатам которых в местный бюджет за 2012 год поступило 17 млн. руб., что на 27% больше уровня прошлого года.
В сфере имущественных и земельных правоотношений за 2012 год было оформлено 32 претензии и иска на общую сумму 4 млн.рублей, по решению суда должниками оплачено 3,7 млн.руб.
Продолжалась работа по инвентаризации и паспортизации муниципального имущества. За отчетный период выделено 8 служебных квартир, 4 квартиры предоставлены по договору социального найма. В рамках реализации областных государственных полномочий в 2012 году было приобретено 5 квартир детям-сиротам. В 2012 году началось бесплатное выделение земельных участков льготной категории населения для строительства индивидуальных жилых домов.
8. Градостроительная деятельность
Полномочия в сфере градостроительной деятельности осуществляет Комитет по архитектуре, ЖКХ, транспорту и связи. В последние годы в Саянске в основном ведется строительство малоэтажных и индивидуальных жилых домов. В 2012 году введено в эксплуатацию всего 6 индивидуальных жилых домов, общей площадью чуть более 400 кв.м. Индивидуальное жилищное строительство не развивается по причине отсутствия социальной и инженерной инфраструктур в районах застройки, также сдерживающим фактором строительства жилья для строительных компаний является и его низкая стоимость на вторичном рынке - от 20 до 25 тыс. руб./кв.м. (в Иркутске – 55-60 тыс. руб./кв.м.)
В 2012 году в рамках мероприятий муниципальной программы за счет средств местного бюджета построены и введены в эксплуатацию наружные сети водопровода по пяти улицам в микрорайоне Благовещенский.
По прочим объектам в течение 2012 года выдано 34 разрешения на строительство и 18 разрешений на ввод в эксплуатацию.
На объекте «Стадион» освоено 44 млн. рублей. Всего с начала реконструкции освоено 106 млн. руб. К сентябрю 2013 года мы планируем завершить строительство стадиона, для этого необходимо освоить 37 млн. руб. Учитывая дефицит местного бюджета, ведется работа по привлечению областных средств. ОАО «Саянскхимпласт» в виде безвозмездной помощи уже выделил в 2013 году 5 млн. руб. на строительство стадиона.
Одной из важнейших задач, стоящих перед органами местного самоуправления в сфере осуществления градостроительной деятельности является разработка документов территориального планирования городского округа. У нас имеется утвержденный и согласованный с Правительством Российской Федерации генеральный план городского округа. Утверждены решениями Думы Нормативы градостроительного проектирования и Правила землепользования и застройки.
Следующим этапом должна стать разработка проектов планировки микрорайонов. Как первый шаг в этом направлении - в 2013 году планируется выполнить проект планировки и межевания микрорайона №9, проекты сетей инженерно-технического обеспечения. На территории данного микрорайона предполагается разместить ориентировочно 136 индивидуальных жилых домов (с земельными участками по 15 соток) и 32 многоквартирных 3-х этажных дома на 768 квартир, а также объекты соцкультбыта.
В 2012 году администрацией и депутатами Думы большое внимание уделялось контролю за соблюдением застройщиками требований законодательства о градостроительной деятельности при осуществлении строительства. По результатам проведенных проверок направлены обращения в контролирующие органы – прокуратуру, Службу жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области о нарушениях в строительстве.
Большой объем работ за истекший год выполнен по урегулированию вопросов, связанных с размещением рекламы. Если по состоянию на 1 января 2012 года подавляющее большинство рекламных конструкций было установлено без оформления соответствующего разрешения, то на сегодняшний день благодаря работе с рекламораспространителями оформлено должным образом почти 800 кв. м. информационного поля.
Из средств, направленных на реализацию народных инициатив, на строительных работах освоено 1,6 млн. руб. В частности, отремонтированы тротуары и съезды, обустроены пешеходные переходы, смонтировано освещение по ул.Ленина от госпиталя до детского дома интерната. Более 500 тыс. руб. из местного бюджета освоено по «Наказам избирателей». Началось строительство фонтанного комплекса, обустроено его внешнее электроснабжение и инженерные сети. На работах по отводу ливневых вод с городского кладбища и благоустройству его территории освоено 500 тыс. руб.
9. Природоохранная деятельность и экологическое воспитание
В сфере природоохранной деятельности в 2012 году были разработаны и начали действовать Правила благоустройства территории муниципального образования. Принято Положение о муниципальном лесном контроле.
На улицах города высажено более 400 саженцев деревьев и кустарников, включая озеленение пришкольных участков, восстановление благоустройства после ликвидации аварийных ситуаций. Эта работа будет продолжена в весенний период 2013 года.
В 2012 году в общегородском субботнике участвовало 3,5 тыс. человек, привлечено 27 ед. транспорта. В летний период в городе работал подростковый трудовой экологический отряд, которым было собрано в зеленых массивах внутри города и в лесопарковой зоне 19 тонн мусора.
В соответствии с проектом народных инициатив от мусора было очищено кладбище п. Буря. Затраты составили 257 тыс. руб. В отчетном году организован и проведен городской конкурс по цветочно-декоративному озеленению. 83 участника конкурса отмечены дипломами, победители – денежными премиями.
10. Жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь.
В 2012 году продолжалось развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса. Реализовывалась Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности: в 2012 году во всех учреждениях бюджетной сферы закончено проведение энергетического обследования зданий. Затраты на реализацию мероприятий из местного бюджета составили 1,7 млн. руб. Всего на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципальными учреждениями и предприятиями затрачено 37,5 млн. руб.
При подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону предприятиями жилищно-коммунального комплекса выполнены мероприятия на сумму 49 млн.руб., в том числе проведена замена ветхих тепловых, водопроводных, канализационных сетей. Проведена модернизация насосных водоснабжения III и IV подъемов на сумму 11 млн.руб. Продолжаются работы по II очереди берегоукрепления о.Шехолай хозпитьевого водозабора общей стоимостью 86 млн.руб. с привлечением федерального, областного и средств местного бюджетов со сроками их завершения в 2013 году.
Процент собираемости квартирной платы в многоквартирных домах за 2012 года составил 99,6 %. В 2012 году 1,7 тыс. семьям предоставлены субсидии на оплату коммунальных услуг на сумму 9 млн.руб.
В летний период 2012 года во дворах многоквартирных домов установлено 12 детских игровых комплексов за счет средств народных инициатив, приобретено еще 12 комплексов, которые планируется установить летом 2013 года.
По улично-дорожной сети города в 2012 году было скошено травы на 411 тыс. кв. м. газонов - почти в два раза больше по площади, чем в 2011 году (262 кв.м.). На клумбах было высажено более 28 тыс. цветов, в 2011 году - 25 тысяч.
Текущий ремонт асфальтобетонного покрытия дорог общего пользования выполнен в объеме 2011 года на площади 2,6 тыс.м2, заменены бордюрные камни в объеме 752 м. Кроме того, отремонтирована дорога в гравийном исполнении в м-не Благовещенский площадью 470 м2.
К 1 января 2013 года число многоквартирных домов, оснащенных общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов, составило по холодному водоснабжению 57 домов, это 41,3%, по теплоснабжению 51 дом - 38% и по электроэнергии 47 домов или 34 %.
Число квартир в многоквартирных домах, оснащенных индивидуальными приборами учета составляет 69%.
Транспорт
На территории города организовано 5 городских автобусных маршрутов, работа пригородных и междугородних маршрутов.
В 2012 году, как и в предыдущие годы, действовало соглашение с перевозчиками о предоставлении бесплатного проезда участникам Великой Отечественной войны в автомобильном общественном транспорте на городских маршрутах. Были организованы пассажирские перевозки до садоводческих кооперативов с 30 апреля по 30 сентября 2012 года.
Впервые за последние годы в 2012 году принята долгосрочная целевая программа по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, капитальному ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов на период до 2016 года. В рамках программы в 2012 году Саянску были выделены средства из областного дорожного фонда и местного бюджета в сумме 18,3 млн. руб. (99% средств из областного бюджета). Проведен ремонт дорог общего пользования на сумму 3,8 млн. руб., ремонт асфальтового покрытия дворовых территорий 74 многоквартирных домов в сумме 14,5 млн. руб. В 2013 году ремонтные работы продолжатся.
В рамках мероприятий ведомственной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения и пешеходов», в целях снижения аварийности, связанной с наездами на пешеходов, произведена замена 13 дорожных знаков на светоотражающие. Произведена замена 55 ламп освещения на всех пешеходных переходах на модели с повышенной световой отдачей. Проведены работы по переносу 9 дорожных знаков в соответствие с ГОСТ.
Народные инициативы, наказы избирателей
В 2012 году на реализацию мероприятий, сформированных на основе народных инициатив, из областного бюджета было выделено 15 млн. руб. Эти средства были направлены на выполнение 25-ти проектов, приуроченных к 75-летию Иркутской области. В результате проведения конкурсов на выполнение работ получена экономия, которая позволила расширить список мероприятий до 33. Всего освоено 16,9 млн. рублей. Средства местного бюджета составили 1,9 млн. рублей. Работы исполнены в указанный срок – до 1 ноября, с хорошим качеством. В 2013 году мы ожидаем из областного бюджета финансирование народных инициатив в том же объеме. На сегодняшний день перечень мероприятий сформирован и передан на рассмотрение депутатам Думы и общественности.
Также в 2012 году был сформирован перечень наказов избирателей, которые прозвучали на собраниях жителей микрорайонов с органами власти, управляющими компаниями. Значительное место в них уделено мероприятиям, направленным на благоустройство территорий. На выполнение наказов жителей кроме народных инициатив из местного бюджета было затрачено 535 тыс. руб.
11. Образование
Структура муниципальной системы образования включает в себя 9 дошкольных образовательных учреждений, 8 общеобразовательных школ, Дом детского творчества, межшкольный учебный комбинат.
Фактическая численность работников в системе образования в 2012 году составила 1470 человек, в том числе численность педагогических работников - 700 человек (в 2011 году было 691 человек). Обеспеченность педагогическими кадрами образовательных учреждений составляет 92%. С целью привлечения в Саянск молодых педагогов разработана и действует Программа «Педагогические кадры». В 2012 году она исполнена в полном объеме, выделено пять служебных жилых помещений для семи педагогических работников. Работа по привлечению педагогов и обеспечению их жильем продолжается в 2013 году.
В 2012 году средняя заработная плата учителей составила 19,7 тыс. руб., что выше средней зарплаты 2011 года на 29%, зарплата педработников дошкольных учреждений выросла на 40% и составила 12,3 тыс. руб. В соответствии с Указом Президента РФ о мероприятиях по реализации государственной социальной политики, средняя заработная плата педагогических работников школ с 1 января 2013 года доведена до средней заработной платы по экономике в регионе и сейчас составляет 26,7 тыс. руб., средняя заработная плата педагогических работников дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования доведена до средней заработной платы в отрасли образования в Иркутской области и составляет 18,5 тыс. руб.
Дошкольные образовательные учреждения посещают 2345 детей. Охват населения услугой дошкольного образования в 2012 году составил 79,5% от общей численности детей в возрасте от 1,5 до 7 лет (самый высокий показатель в регионе). Это на 2% выше показателя прошлого года и на 18,5% выше среднеобластного показателя.
С целью открытости и прозрачности оказания муниципальной услуги по зачислению детей в дошкольные учреждения в городе ведется единый реестр регистрации детей на зачисление в детские сады. Ввод после капитального ремонта в августе 2012 года дошкольного учреждения №22 «Солнышко» позволил ликвидировать очередь детей в дошкольные учреждения в возрасте с 3 до 7 лет. До конца 2013 года после капитального ремонта будет введено в эксплуатацию еще одно дошкольное учреждение №23 на 220 мест. Затраты на капитальный ремонт объекта составят 68 млн. руб.
Расходы на одного воспитанника дошкольного образовательного учреждения в 2012 году составили 62,7 тыс. руб., рост к 2011 году - 12,8%. Родительская плата составляет 18,8% затрат на содержание ребенка в месяц.
В 2012 году учащиеся наших школ стали обладателями премии Президента РФ, Губернатора Иркутской области, стипендии Губернатора, премии мэра городского округа по итогам конкурса «Лучший ученик года – 2012», победителями областного конкурса «Молодёжь Иркутской области в лицах».
В 2012 году охват детей дополнительным образованием составил 78%, что на 5% выше прошлогоднего показателя. Воспитанники учреждений дополнительного образования прославляют наш город в Иркутской области, в Сибирском Федерально
Оценка содержания
Комментарии
Заголовок у вас безграмотный. Вас, наверно, плохо русскому языку обучали.
Ответить Развернуть
Про демографию как то размыто, ни слова про миграционную убыль/прибыль населения, да и не понятно написано " прирост составил 41 человек или 8%"... 8 % от 42 тыс это около 3,5 тыс человек
Ответить