Вопросы веры и духовности, о религии и жизни
Бартенев Игорь Николаевич
Настоятель Благовещенского храма, священник
Вопросы веры и духовности, о религии и жизни
Настоятель Благовещенского храма священник Игорь Николаевич Бартенев готов ответить на вопросы о вере и духовности, о ценностях религиозной жизни, об отношении православной Церкви к миру.
Пресс-конференция завершена. Ответы опубликованы
25.01.2012меченый
игорь николаевич, вопрос такой - почему вы уча верить Богу и в Бога, учите людей или разрешаете, незнаю как правильно выразиться, молиться иконам, верить во всяких чудотворцев, ведь Бог сам этому неучит через Библию, он запрещает молиться всякому изображению. Да и, к примеру, меня же Бог исцелит, а не икона какого-нибудь чудотворца, почему половина прихожан даже не понимают о том, что такое спасение и думают что если пришли в церковь то все - рай обеспечен?
Хорошо, что Вы знаете Библию. Но скажите, разве не Бог повелел Моисею Боговидцу сделать из золота и поместить на крышке ковчега фигуры херувимов? Об этом написано в библейской книге "Исход" (гл. 25). "И сделал крышку из чистого золота . и сделал двух херувимов из золота . и были херувимы с распростертыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были [обращены] друг к другу" (Исход, гл. 37). Можно вспомнить также описание Иерусалимского храма, данное Богом через ветхозаветного пророка: "От верха дверей, как внутри храма, так и снаружи . были резные изображения, сделаны были херувимы . и у каждого херувима два лица". Это книга пророка Иезекииля.
Не делай себе КУМИРА, - говорит Бог, запрещая поклоняться изображениям. Икона - не кумир, не идол! Почему? Потому, что "идол в мире ничто", - говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. Например, можно сделать статую Зевса, но ведь самого Зевса не существует - это пустышка. Напротив, те же херувимы с крышки ветхозаветного ковчега имеют реальный прототип в духовном мире. То же можно сказать об иконах: святые, образы которых мы почитаем, реально молятся о нас, пребывая в сиянии Божией славы. Почитая святых, мы поклоняемся просиявшему в них Богу.
Церковь имеет тысячелетний опыт Богообщения и знает много примеров того, как Бог, действуя в мире, силу Свою проявлял через вещи и даже мертвые тела Своих угодников. В четвёртой книге Царств рассказывается о том, как хоронившие мертвеца люди, увидев полчище врагов, поспешно бросили покойника в гроб, где покоились мощи (останки) пророка Елисея. И умерший от прикосновения к святым мощам ожил! (4 Царств, гл.13, ст. 20-21). Понятно, что не сами кости совершили это чудо, а пребывающая на них благодать Бога. Откройте книгу Деяний святых апостолов: "Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них".
Чтобы быть этому сопричастным, надо жить жизнью Церкви Христовой, отбросив самонадеянность ограниченного человеческого разума. Тогда и слова Священного Писания будут пониматься так, как они понимались святыми людьми, без молитвенного общения с которыми полнота Церкви немыслима. Поэтому я и Вас приглашаю в храм. Приходите! И мы сможем продолжить наш диалог.
25.01.2012сергей
Нужен ли в Саянске еще один храм?
А вы знаете, в Саянске ведь практически и есть два храма: вернее сказать, в одном Благовещенском храме есть два Престола - один расположен в нижнем приделе и освящён в честь Архангела Гавриила, а другой - в верхнем, он посвящён Благовещению Пресвятой Богородицы. Это значит, что в нашем храме могут совершаться две Божественные литургии в день. Для нашего города этого, на сегодняшний день, более чем достаточно. А решения о строительстве храмов принимает епископ. Происходит это чаще всего после обращения объединившихся в приход верующих людей. При этом, конечно, желательно, чтобы приход обладал финансовыми возможностями для содержания и благоукрашения храма.
26.01.2012старый
как православные относятся к пятидесятникам: это "братья по вере" или сектанты-протестанты? знаю людей, которые посещают собрания "церкви Благословения": они с Богом или обманываются? честное слово, очень переживаю.
О том, кто такие "пятидесятники", советую прочитать на сайте http//www.iriney.ru. Это секта. Это те люди, о которых сказал Господь Иисус Христос: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные, по плодам их узнаете их. . Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие!
Об истоках секты пятидесятников профессор Дворкин (организатор указанного выше сайта) пишет:
- В каком-то смысле стремления первых пятидесятников для нас, православных, очевидны и понятны. Пятидесятничество возникло в недрах североамериканского евангелического движения — постпротестантского феномена, сводящего христианство к самому примитивному внеисторическому и внекультурному уровню. Принцип sola Scriptura (ничего, кроме Писания) на этой ступени был доведен до абсурда — до своего логического конца. Традиция и историчность Церкви отвергались. Рассматривая Писание в отрыве от Священного Предания, которое являет собой тысячелетний опыт Богообщения, пятидесятники, как и прочие протестанты, за критерий истинности приняли собственное разумение. В силу этого евангелические группы никак не могли добиться единомыслия между собой: каждая община придерживалась собственного толкования Писания, отличного от толкования евангелистов с соседней улицы.
Знаете, есть прекрасный образ: возьмите окружность и проведите от центра к дуге множество линий. Центр - это Бог. Линии - это дороги, которыми люди идут к Нему. У каждого человека свой путь, но если люди идут по направлению к Богу, они сближаются. Они разобщаются, если уходят от Бога. Так вот, сектантство - это уход, это раздробление. Сектантские группы сплачиваются только в противопоставлении всем другим.
29.01.2012Кирилл
скоро выборы 4 марта. Свидетели Иеговы занимают нейтральную позицию и не голосуют, а какая гражданская позиция у ваших прихожан?
Разве можно назвать нейтральной позицию активного отрицания выборов, как это делают "иеговисты"? Православная Церковь вне политики, но это не значит, что члены Церкви должны отрицать ценности гражданского общества и не должны заботиться о процветании родины. Поэтому мы используем свои гражданские права, сообразуясь с совестью и патриотическим чувством. И Церковь призывает верующих к участию в голосовании, молясь о том, чтобы Бог Сам освятил выбор народа.
29.01.2012горожанин
Я живу в 4-6. часто слышаю колокольный звон и смотрю на церквовь, молюсь за близких. Но меня ужасно раздрожает автостоянка напротив церкви.
Вопрос у меня.
Как вы отнеслись к тому, что напротив церкви, её центрального входа, куда идут горожане, приезжают молодожены, администрация дала разрешение на строительство автостоянки и строительства автоцентра?
Как к данному. Мы живём в мире, где многое противоречит нашим представлениям о красоте, справедливости, правде, но мы не можем встать в позу и сказать Богу: "Господи, удали это! невозможно жить в таком мире!". Ведь мир стал таким в результате падения человека во грех. И только восстанием из греха и лжи можно всё выправить, то есть вернуться к богозданной чистоте.
Возвращаясь к ситуации со стоянкой, хочу заметить, что меня лично больше смущает пивной киоск, стоящий напротив центрального входа в храм. К сожалению, у нашего Прихода нет влияния такой силы, чтобы запретить продажу в нём пива. Мы действуем только в пределах церковной ограды. Прошу Вас не раздражаться, глядя на стоянку из окна, а прийти в храм. Когда, минуя ворота, проходишь на территорию церкви, всё суетное отходит на второй план. И можно молиться в духе мира и истины.
30.01.2012просто человек
Правда ли, что креститься в церкви непросто? почему? ведь чем больше крещенных, тем влиятельнее позиция церкви. Какие требования к тем, кто желает покреститься, у вас?
Станет ли Церковь влиятельнее, принимая всех без разбору? Ответ кажется очевидным. У нас есть опыт массового крещения людей - это было, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. В результате сегодня 60 или 70 процентов россиян считают себя верующими, но при этом некому содержать храмы, а Церковь не имеет определяющего влияния на нравственное состояние общества. Перед нами стоит задача не крестить людей, ищущих Бога, а научить их основам веры. Именно об этом сказал Христос, благословляя апостолов на служение: идите, научите все народы . уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (заключительные стихи Евангелия от Матфея). Поэтому катехизация - то есть преподавание основ веры в Бога, является обязательным условием для обратившихся к Церкви. Человек, желающий принять обеты святого Крещения, обязан навсегда оставить греховную жизнь, а для этого он должен иметь ясное представление о грехе и о жизни. И последнее замечание: если Вы истинно стремитесь к спасению в Боге, непреодолимых условий для Вас не будет. В нашем храме для желающих принять обеты святого Крещения проводятся предварительные собеседования. Для тех, кто хочет стать христианином, открыта Воскресная школа. Приходите!
30.01.2012Андрей
Нужны ли православному психологи?
Вопрос непростой и спорный. Ведь психология определяется как наука о душе, но при этом душа рассматривается не как нетленное ядро человеческой личности, а как совокупность психических процессов, в основе которых лежит действие нервной системы. Что даст православному человеку психология, в которой представление о душе не соответствует истине? Есть гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ, в котором "сознательному Я" противопоставлено "бессознательное Оно". Помогут ли они верующему человеку на пути к Богу? Именно с такой позиции следует подходить к деятельности психологов.
Мы часто слышим, что Храм – лечебница для страждущей души, а пастырь - врач в этой лечебнице. Однако мы знаем, что в больнице, кроме врача, имеется и средний медицинский персонал, без помощи которого выходить тяжелобольного человека невозможно. Православный психолог и может быть таким средним звеном в духовной лечебнице. В продолжение жизни у нас формируются различные поведенческие стереотипы, привычки, автоматизмы, которые не всегда в полной мере осознаются человеком, но в значительной степени влияют на его поведение, нередко провоцируя проблемы в семейных отношениях, обостряя трудности становления подростков и так далее. В этих случаях участие православного психолога дополнит молитвенную помощь и духовные наставления священника.
30.01.2012Андрей
Почему не критикуется фанатизм в православии?
Возможен ли фанатизм в Православии? Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. Состояние исступления чуждо духу истинно верующего христианина. В апостольском Послании к Колоссянам православные люди призываются: "облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы". Фанатизму здесь нет места.
В наше время под фанатизмом понимается другое - то, что правильнее назвать ревностью не по разуму. Причины такой ревности к исповедованию "своей" веры бывают разные: гордость, тщеславие, самомнение. В Церкви эти грехи не просто критикуются, а изничтожаются посредством Таинств Церковных, таких как Покаяние и Евхаристия.
Надо сказать и о том, что слово "фанатизм" по отношению к членам Церкви Христовой часто используют люди неверующие и отпавшие от Христа Бога. Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности. Но в этом случае оно характеризует только самих критиканов.
30.01.2012Андрей
Любая ли власть от Бога?
"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены", - говорит св. апостол Павел. Понять это высказывание святого можно только в контексте всего Писания.
В сотворенном Богом мире всякая власть исходит от Бога: власть человека над природой (Бытие, гл. 1, ст. 28), мужа над женой (Бытие, гл 3,1ст. 6), родителей над детьми (Левит, гл. 19, ст. 3). Власть есть одно из выражений порядка, устроенного Господом при творении мира. В этом смысле всякая власть, которая хранит мир от губительного неустройства, - от Бога. То же можно сказать о власть в государстве. Опыт показывает, что наиболее тяжелыми для народа периодами всегда являются времена безвластия – так называемые смутные времена. «Многовластие же порождает партии, а партии – причина разделения и разложения», - отмечает преподобный Феодор Студит (Подвижнические монахам наставления. Слово 41).
Не только вождям и правителям избранного народа Господь дает властные полномочия, но и языческим монархам. Так, например, Навуходоносор был поставлен по воле Божией над всем ближним Востоком (книга пророка Иеремии, гл. 27, ст. 6; Даниила, гл. 2, ст. 37). Однако из этого не следует, что все деяния власть предержащих угодны Богу. «Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила — от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, — и строг суд над начальствующими» (книга Премудрости Соломона, гл. 6, ст. 1-5).
Священное Писание говорит не только о подчинении властям, но и указывает пределы послушания им. Они определяются высшими законами Божественной Правды. В тех случаях, когда власть препятствует богослужению (исполнению заповедей Божиих) подчиняться не следует: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деяния, гл. 5, ст. 29). Эта мысль ясно выражена в святоотеческих творениях. «Властям предержащим должно повиноваться, если только этому не препятствует заповедь Божия» - говорит святитель Василий Великий (Нравственные правила). Святейшему Патриарху Тихону во время его выступления со свидетельскими показаниями на процессе 54-х священников 5 мая 1922 года был задан вопрос председателем суда: «Законы, существующие в государстве, Вы считаете для себя обязательными или нет?». Святитель Тихон ответил: «Да, признаю, поскольку они не противоречат правилам благочестия» (Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000, с.134).
31.01.2012Тамара
почему не разрешается заходить у нас в Саянске в церковь женщинам в брюках, они ведь идут с покрытой головой? А в Иркутске можно- сама была.
А я могу спросить Вас: почему на приём к губернатору (не говоря уже о президенте) нельзя прийти в затасканных джинсах и с нечесаной головой? Почему Вы считаете, что можно пренебрегать традицией благочестия и не уважать чувства молящихся в храме?
Церковь - Дом Божий на земле. А к Богу надо приходить в одежде смирения. Сказавший человеку "Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня", сказал также: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Второзаконие, гл. 22, ст. 5). Поэтому, идя поклониться Богу, подумайте не о том, как нарядиться, а о том, как не оскорбить величия Божия неподобающим видом. Правила благочестивой жизни даны не для того, чтобы нарушать их, а чтобы, исполняя их, мы выпрямляли перед Богом свою жизнь.
Что касается нашего храма, то мы предлагаем женщинам, облачённым по обычаю мира сего в брюки, опоясаться широким куском ткани - эта запашная юбка выдаётся в свечной лавке. Таким образом, женщины в брюках проходят в храм и у нас.
01.02.2012Бывалый
здравствуйте! скажите, что происходит с человеком, когда он умирает? Неужели он также всё видит, слышит, чувствует? Неужели это навсегда?! Тогда какова судьба хороших людей, таких, которые зла не вершили, не грабили, а вкалывали всю жизнь, иногда выпивали, но семью хранили и детей вырастили. В церковь не ходили, конечно, и не молились. Но ведь хорошие же люди! Разве в раю одни только монахи будут? А мы как? Как?
Когда наступило время кончины великого подвижника древности преподобного Агафона, он пробыл три дня в глубоком внимании к себе, ни с кем не беседуя. Братия спрашивала его: «Авва Агафон, где ты?» — «Я предстою суду Христову» — отвечал он. Братия вопрошала его: «Неужели и ты, отец, боишься?». Он отвечал: «Я старался по силе моей сохранять заповеди, но я человек, и откуда знаю, были ли мои дела угодны Богу?». Братия спрашивала: «Неужели ты не уповаешь на жительство твое, которое было сообразно воле Божией?» — «Не могу уповать, — отвечал он, — потому что одно дело суд человеческий, и совсем иное - суд Божий».
Не факт, что все монахи и все священники после Суда пребудут в Раю. Что сказать о хороших людях? Хороши ли они, знает один Бог. Мы же знаем, что после совершившегося в Раю грехопадения нет человека без греха, кроме Сына Божия Иисуса Христа и Его пречистой преблагодатной Матери и Приснодевы Марии. А где грех, там источник скверны и зла. И если верующие люди борются со злом, имея для этого силу, подаваемую в Церковных Таинствах, то люди, лишённые веры и участия в Таинствах Церкви, побеждены прежде борьбы. Но не будем отчаиваться, ибо не хочет Бог смерти грешников, но желает всякому обратиться и «живу быти». Вспомним пример благоразумного разбойника, покаянием оправдавшегося в последнюю минуту жизни, и - пока есть у нас время - приступим к Богу со смиреной молитвой: Господи, помилуй мя грешнаго!
О том, что ожидает человека по смерти, можно прочитать в материале, который размещён на Благовещенском сайте (http//www.hramsayansk.ru) в разделе "Православный КЛЮЧ" и называется "Православное учение о воздушных мытарствах".
04.02.2012жительница
В декабре 2011 года у меня умер отец и мы столкнулись с такими проблемами. Чтобы увезти тело в морг нам пришлось заплатить 1700 руб, за анатомирование мы отдали 15 тыс. руб. отпевание в церкви стоит 1500 руб. В соседнем городе Зима эти услуги стоят - увезти тело в морг - 600 руб. анатомирование 1300. отпевание 350 руб.
Куда смотрит администрация города Саянска, создается такое впечатление что Саянск стоит на другой планете. Беспредел процветает. Ваше отношение и комментарий по расценкам.
Сожалею, что смерть родного человека принесла Вам столько проблем. Ничего не могу сказать по расценкам, принятым в больнице. А что заставило Вас совершать отпевание? Верите ли Вы в бессмертие и Суд Божий? Понимаете ли, что посмертной участи человека, который, получив от Бога дар жизни, ушёл, подобно блудному сыну, в "страну далече" и (в отличие от раскаявшегося блудника) к Отчему дому не возвратился, одно только отпевание (исполнение чина церковной службы) не изменит?
С православной точки зрения, смерть не уничтожает человека. Смерть это – «успение», погружение в сон, отсюда и «усопший», уснувший. Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. И усопшие дороги нам, поскольку они не исчезли, не уничтожились – уснув телом, душой они отправились на встречу с Богом. И каждый из них, как бы он ни прожил отпущенные Богом годы, нуждается в наших молитвах, в церковных заупокойных службах, каждому нужны милостыни и добрые дела, творимые нами в его память. «Со духами праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спаситель, упокой, сохраняя её в блаженной жизни», – молится священник о почившем. А что сделано покойным для того, чтобы просить о блаженном успении? Восполнить недостаток добрых дел умершего человека может только жертвенность любящих его людей. И смутившие Вас деньги, – не цена за услугу, а необходимая почившему жертва за помин души.
«Давайте без устали помогать нашим близким, отошедшим в жизнь иную, — говорит святитель Иоанн Златоуст. — Давайте будем смело молиться о всем мире, давайте поминать наших усопших вместе с мучениками, исповедниками, священниками. Ибо все мы, верные, составляем единое духовное тело, пусть даже некоторые его члены “светлее” других. Давайте будем их поминать, давайте всячески испрашивать для них прощение: молитвами, приношениями за них и с помощью святых, поминаемых вместе с ними во время Божественной литургии».
07.02.2012Ольга Петровна
Отец Игорь, кто или что нас искушает? Какие искушения самые опасные?
Вы читаете молитву "Отче наш"? - "и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого".
Конечно, лукавый не дремлет. Как мы знаем, он искушал Самого Христа в пустыне, и эти искушения до сих пор являются как бы центром нашей духовной борьбы. Но очень часто мы ошибаемся, приписывая силу искушения каким-то внешним, независящим от нас обстоятельствам. Мы просто оправдываемся ими. На самом деле, объективных причин, толкающих нас на грех, в мире нет. Грех рождается внутри нас (как и Царствие Божие, по слову Господа Иисуса Христа, "внутрь вас есть" - Евангелие от Луки, гл. 17, ст. 21). Грех есть плод нашего стремления жить по своей воле, для себя, в своё удовольствие. Мы эгоцентричны, и в этом как раз проявляется наше отпадение от Бога, а искушения, как лакмусовая бумажка, только показывают это. "В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью", - говорит апостол Иаков. Нужно покаяние, чтобы от себя устремиться к Богу, и тогда - с помощью Божией, подаваемой в Таинствах Церкви, - мы сможем преодолеть свои искушения.
Еще один смысл слова «искушение» – испытание (именно так оно переводится с церковно-славянского языка). Искушением на церковно-славянском языке называли процесс, когда серебро переплавляют из нечистой породы в чистую. И вот - параллель: "Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро" (Псалом 65, ст. 10, слав.). Так Господь испытывает верных - поставляя их в обстоятельства, когда требуется напряжение сил и борьба. "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его" (Послание святого апостола Иакова, гл.1, ст. 12).
07.02.2012Елена
Когда откроют верхний придел храма? Будет ли устроена там вешалка (люди вынуждены класть верхнюю одежду на пол)?
Верхний придел открыт. Вопрос об устройстве вешалки обсуждался на Приходском собрании. На сегодняшний день решено оставить всё, как есть.
07.02.2012Юрий Григорьевич
Отец Игорь, что включает в себя понятие поста? Как начать поститься?
Уважаемый Юрий Григорьевич, радует Ваше внимание к посту. В наше время, когда пропагандируется потребительское отношение к жизни, пост дорог чрезвычайно. Дорог тем, что ведёт к торжеству духа над плотью, освобождает душу от страстей. По выражению святых отцов, пост окрыляет душу, давая возможность птицей вознестись к Небесным дарам. Два крыла у этой птицы: воздержание и молитва. Каким должно быть воздержание? Это определённое (принятое в меру сил) ограничение в пище, сопряжённое с отказом от греховных привычек и страстных привязаностей. Понятно, что без молитвы достичь этого невозможно.
Начать поститься человеку, который не имеет опыта воздержания, следует с посещения храма. Здесь Вы найдёте людей, которые могут поддержать, а самое главное - здесь Вы обретёте источник благодати Божией, без которой наши собственные усилия тщетны. "Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж" (псалом 126).
07.02.2012Ирина Алексеевна
Возможно ли в храме не приступать к целованию креста, если, например, болячка на губе? Или человек сам опасается заразиться (при храме действует хоспис)?
Ирина Алексеевна, Ваши опасения напрасны! Во-первых, люди, страдающие онкологическим заболеванием ("раком") - а именно они находятся в нашем Доме милосердия - не заразны. Во-вторых, сила креста Христова такова, что с верою припавший к нему человек может получить исцеление любой болячки. "Не бойся, только веруй" (Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 50).
07.02.2012Дмитрий
Батюшка, что вы можете сказать о конце света в декабре 2012 г.?
А что говорит об этом Евангелие Господа нашего Иисуса Христа?
-- О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (Евангелие от Марка, гл.13).
07.02.2012Татьяна Ивановна
Недавно в передаче «Говорим и показываем» на канале НТВ муссировалась тема убийства: один мальчик зарубил своего отца топором, другой – расстрелял из обреза. Отцы издевались над детьми. Аудитория жалела пацанов. Вправе ли дети судить своих родителей? Тем более убивать их?
"Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их" (Евангелие от Матфея, гл. 10, ст. 21). Это говорится о временах, когда "по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь" (от Матфея, гл.24, ст. 12). Не отсутствие ли любви в людях стало причиной трагедии?
Судить родителей дети не могут. Какими бы родители ни были, дети по Закону Божию обязаны их почитать.
07.02.2012Лидия Васильевна
Отец Игорь, недавно узнала, что в храме есть икона с частицей мощей святителя Иннокентия? Какая это икона и где она находится?
Икона святителя Иннокентия, о которой Вы спрашиваете, находится в нижнем приделе храма. Придите, и Вам её охотно укажут.
07.02.2012Светлана
Зачем во время богослужения открывают верхнюю фрамугу? В церковь приходят больные люди, маленькие дети, а на улице метель.
Дело в том, что при строительстве храма (а велось оно в условиях трудной экономической ситуации) не была выполнена вентиляция. Поэтому, когда в нижнем приделе находится много людей, на стенах начинает скапливаться влага. В какой-то момент лёгкая испарина образуется в капли, которые буквально стекают со стен, начиная с верха. Чтобы избежать этого, и приходится открывать фрамугу. Открывается она не надолго и с правой стороны, где - согласно давней традиции - должны стоять мужчины. Мы ищем техническое решение проблемы и необходимые для этого финансовые возможности.
07.02.2012Николай Сергеевич
Отец Игорь, в каком возрасте желательно крестить малышей? Можно ли окрестить девочку, отец которой мусульманин, а мать православная христианка? Может ли ребенка на крещение привести бабушка (без родителей)?
1. По церковной традиции младенец посвящается Богу на сороковой день с момента появления на свет. Эта традиция ведётся с ветхозаветных времён, о чём свидетельствует, в частности, праздник Сретения Господня. Чин Крещения младенцев, принятый в Русской Православной Церкви, построен именно с учётом этой традиции.
2. Если отец не против, мать вправе окрестить ребёнка. Главное - крепкая вера, твёрдое вероисповедание и готовность воспитывать ребёнка в духе истины.
3. На Суде Божием родители будут отвечать за своих детей, а не бабушки. Крещение даёт фундамент, на котором предстоит возвести стены духовной жизни. Что толку крестить, если ребёнок забудет Крещение и не узнает Бога? Заброшенный фундамент разрушается, зарастая чертополохом и полынью. Может быть, бабушке стоит приобщать ребёнка к духовной культуре так, чтобы, достигнув сознательного возраста, он сам принял обеты святого Крещения? В любом случае вопрос этот лучше решить в личной беседе
13.02.2012Влад
здравствуйте! почему при храме не действуют кахетизаторские курсы для широких слоёв населения и почему не активно ведётся просветительская работа? посмотрите, что творят секстанты: "Юность" уже откупили для своих сборищ! А спорить с ними простым людям невозможно.
Не будем спорить. Истина в споре не рождается. Вспомним слова преподобного Серафима Саровского Чудотворца: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Самый сильный довод в споре за веру – пример личной жизни. Прочитайте житие преподобного Серафима – только стяжав благодать Святого Духа, он стал «недоумевающим советник благий, унывающим утешитель, заблуждающихся кроткое вразумление, болящих врач и целитель» (из Акафиста преподобному). И поныне подаёт святой Серафим молитвенную помощь страждущим людям.
Что касается первой части Вашего вопроса: при нашем храме действует Воскресная школа для взрослых, где преподаются основы веры. Приходите, записывайтесь, учитесь.
13.02.2012В.Димыч
верно ли, что в евангелии написано: враги человеку родные его? Что это значит. А ещё: написано ли, что христианин должен оставить отца и мать, чтобы пойти за Богом? Значить, можно отрицать родных, если они не согласны с твоей верой?!!
В Евангелии от Матфея приводятся такие слова Господа нашего Иисуса Христа:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (гл 10).
Разделение, о котором говорится в Евангелии, касается только вопросов веры. Об отрицании родных не может быть и речи. Вспомните пятую заповедь Десятословия: «Почитай отца твоего и матерь твою, да благо будет тебе и да будешь на земле долголетен». Это имеет силу закона для каждого христианина. «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» – говорит Господь (от Матфея, гл. 5, ст. 18).
Что же означают слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня»? Только одно – на первом плане всегда должно быть соблюдение заповедей Божиих. Любовь к родным следует подчинять любви к Богу, а не наоборот. Ярким примером такого отношения к родным (к родителям) является преподобный Сергий Радонежский.
Как быть, если домашние не принимают нашей веры? Вопрос актуальный. Если в годы революции дети восставали против веры отцов, то ныне – наоборот: нередко именно дети приходят к вере вопреки неверию воспитанных в безбожии родителей. Как поступать им, если ослеплённые неверием отцы препятствуют воцерковлению? Молиться. Имея твёрдое исповедание веры, с любовью молиться о домашних врагах своего спасения. Господь, заповедавший: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», – не оставит молящихся без помощи.
14.02.2012Галина Викторовна Макарова
На фоне других храмов удивляют цены в Благовещенском храме, все в несколько раз дороже. Например, сорокоуст в других храмах 100-200 руб., а у нас 300 руб.; отпевание – 350 руб., у нас – 1500 руб., проскомидия одно имя 10 руб., даже просфора – 5 руб., у нас – 20 руб. Заказать какую-то службу в храме без свечек уже 100 руб. Возможно деньги нужны на содержание Благовещенского храма, однако в кимильтейской церкви капитальный ремонт, а там все намного дешевле. По Библии христианин должен 1/10 своего дохода отдавать Богу, у меня же получается 1/3 часть. Нельзя богослужение превращать в бизнес, храмы должны быть для людей, а не люди для храмов.
Спаси Вас Господи! Никак не ожидал, что у нас есть люди, отдающие Богу треть своего имения. Так поступали святые и праведные родители Пречистой Богородицы Иоаким и Анна, отдававшие треть своего имения Храму, треть – нищим, и треть оставлявшие себе. Так поступали преподобные Кирилл и Мария Радонежские. Будучи строгими блюстителями Церковного Устава, родители будущего игумена Свято-Троицкой обители всегда помогали бедным и свято хранили заповедь апостола Павла: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам». (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им: не упускайте случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника…
В одном только Вы противоречите святым: они не искали «храмов для людей». Потому что всё в храме служит Богу. И люди, приходящие в храм, обретают благодать Святого Духа только в служении Богу.
Говоря о деньгах в храме, хочу напомнить Вам евангельский текст о лепте бедной вдовицы (от Марка, гл. 12, ст. 41 – 44). «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу». (Возможно, повторим мы за Вами, деньги нужны были на содержание храма). «Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты»… Это было самое малое пожертвование из сделанных в присутствии Господа, но из текста Евангелия мы знаем, что женщина отдала всё, что у неё было – всё своё пропитание! Бедная вдовица не возмутилась, глядя на богатства наполнявшейся сокровищницы, которого ей хватило бы на всю жизнь, и Господь, зная, что она отдаёт последнее, не удержал её: оставь это себе…
Слава Богу, что есть храмы, где не требуются большие пожертвования. Смею думать, что там велика доля ответственных прихожан, которые приходят в церковь не только помолиться, но активно участвуют в приходской жизни и заботятся о содержании храма. Надеюсь, и мы достигнем того, что каждый из твёрдо исповедующих веру Христову саянцев скажет, повторяя слова ветхозаветного патриарха Иакова: «из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Бытие, гл. 28, ст.22).
15.02.2012ищущая
Говорят на исповедь надо всегда ходить к одному священнику. Это правда? Каким образом Господь может указать духовника?
Ещё: обязательно ли супругам венчаться? Мы крещёные, всю жизнь прожили в добром браке. Что ожидает невенчаных супругов?
1. Хочу напомнить, что исповедь принимает Бог, а не священник. Священник является свидетелем исповеди и, стоя рядом, молится о кающемся человеке. Почему же важно исповедоваться в присутствии одного и того же свидетеля? Человек, получивший от Бога дар священства, имеет опыт духовной жизни, без которого религиозная (то есть устремлённая к Богу) жизнь не мыслима. Если он является свидетелем Вашей исповеди на протяжении продолжительного времени, то – зная, какой Вы были и какой стали за это время – может подать благой совет. (А нередко совет, исходящий от священника, подаётся Самим Господом, но это – отдельная тема.) Принятие этого совета и может стать отправной точкой для выстраивания таких отношений, при которых священник становится Вашим духовным отцом – ведёт Вас по пути покаяния.
2. Если венчание не вызвано стремлением освятить брак, если оно не связано с пониманием того, что только благодать Божия поможет прожить совместные годы счастливо и достойно, родить и воспитать хороших детей; если венчание – просто один из пунктов предсвадебного ритуала (к памятнику Ленина цветы положить, бутылку шампанского выпить, замок на железное дерево навесить и т. д.), то эффекта оно не принесёт… Венцы, которыми мы венчаемся, которые держат над главами молодоженов свидетели – это символ мученических венцов. Ведь в основе супружеского союза лежит жертва. Создание семьи предполагает, что каждый из супругов готов пожертвовать своими собственными привычками и пристрастиями ради счастья любимого человека. Разве семейная жизнь это непрестанная радость и постоянное веселие? Нет. Это заботы и ограничения в удовольствиях; это бремя обязательств по достойному воспитанию детей; это, в конце концов, и неприятности, и недоразумениями с новыми и старыми родственниками. Как только кто-нибудь из супругов станет свое собственное «я» ставить во главу угла, как только будет свое мнение и свои желания не сочетать, а противопоставлять другому, единение прекратится и семья потеряет свой смысл. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откровение, гл. 2, ст. 10).
15.02.2012Акакий Акакиевич
матерные слова, которые в наше время стали стали почти что нормой - по-христиански большой грех? в чём его негатив?
Любой грех, каким бы незначительным он ни казался, разделяет нас с Богом, Который является единственным неиссякаемым источником жизни. Посему любое, даже самое «малое» прегрешение несёт смерть. Это можно сказать и о сквернословии.
Использование бранных слов для христианина недопустимо. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим», – говорит апостол Павел в Послании к Эфесянам. Блуд, любостяжание и всякая нечистота не должны даже именоваться (называться) среди нас (а ведь нецензурная лексика и построена на именовании блуда и нечистот). Дар слова дан человеку не для сквернословия, празднословия и смехотворства, а для благодарения и благовествования. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 36).
19.02.2012вадик харитонов
что вы делаете что бы спасать души людей
Благовествую, исполняя заповедь Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Ему же дана всякая власть на небе и на земле: «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам».
19.02.2012переживаюший за души людей
почему вы думаете что православие одна истиная вера в бога?
Чтобы убедиться в этом, достаточно прийти на Пасху в храм и помолиться. Господь, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины, всегда откроется человеку ищущему. А вера – одна, ибо одно крещение, один Господь, один Бог и Отец всех, Который над всеми (К Ефесянам, гл. 4, ст. 5-6).
20.02.2012Тамара
Возможно ли обвенчаться в церкви, если с мужем живу около 20 лет гражданским браком? И если нет - то чем это вызвано?
Раньше ведь кроме церковного венчания любой другой брак считался недействительным.
Для супругов, проживших семейной жизнью многие годы, существует особый чин венчания. Главным препятствием для Церковного освящения такого брака может быть неверие супругов, которые являются некрещеными людьми, или пренебрежение христианской жизнью крещённых, но не воцерковлённых супругов. Участие в Таинствах без веры равносильно профанации Таинства. Если есть вера, то все препятствия преодолимы. Прошу Вас прийти в храм, чтобы решить вопрос о венчании в личной беседе со священником.
24.02.2012По Загсу
Игорь Николаевич, как Вы относитесь к тому, что в Загсе можно поменять имя, фамилию и даже отчество. Разрешается ли это в церкви?
Согласно традиции Православной Церкви наречение имени человеку должно происходить на восьмой день от рождения. Для этого священнику даны особые молитвы. Так как эта добрая традиция теперь незаслуженно забыта, то молитвы о наречении имени читаются непосредственно перед Крещением. Как правило, с наречением имени человек обретает соименного небесного заступника. Собственно говоря, имена, которые мы носим, принадлежат святым, и мы молимся своим небесным покровителям, чтобы помогли нам достойно пронести их (имена). Что же означает отказ от имени? Это разрыв с благочестивой традицией, попрание воли родителей и крестников, отречение от благой помощи святого заступника. Можно ли к этому относиться с одобрением? Как правило, учение о смене имени (благодаря чему, якобы, происходит смена судьбы) исходит от оккультистов. Оно кощунственно в той же мере, что и учение о «позитивном» влиянии «повторного крещения».
27.02.2012Галина
Как часто нужно исповедоваться и как правильно это делать?
Всякий из нас ценит чистоту и опрятность. Только представьте себе человека, годами не смывавшего телесную грязь! Душа так же требует омовения. Человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью души, будет стремиться к Таинству покаяния, в котором Господь очищает нас от греховной грязи, так же часто, как чистюля в баню. И святые отцы рекомендуют исповедоваться как можно чаще. А о том, как подготовиться к исповеди, лучше всего узнать в храме. Помоги Вам Бог!
Ваше мнение о пресс-конференции
Войти через социальные сети: